«Памятник убит»: как исторические здания застраивают торговыми центрами

021914ef9677c22426343682dc0ed974 - "Памятник убит": как исторические здания застраивают торговыми центрами

В соцсетях выкладывают «архитектурные страшилки» — снимки исторических зданий, которые оказались буквально замурованы в торговых центрах, офисах или жилых комплексах. Поводом послужил пост воронежского пользователя с фотографией ТЦ «Галерея Чижова», надстроенного над домом купца Балашова начала XIX века. РИА Новости узнало у экспертов, кто согласовывает проекты подобных «трансформеров» и насколько законна такая архитектурная эклектика.

Мертвая бабочка

​История «Галереи Чижова», так поразившей соцсети, тянется с 2013 года, с начала строительства, когда памятник истории и культуры регионального значения — дом купца Балашова — спрятали за фанерным забором. Позже выяснилось, что в здание, которое застройщик обязался реставрировать, въехал грузовик.

Уцелели только фасад и подвальные помещения. Компанию оштрафовали за разрушение памятника на 20 тысяч рублей. Формально историческое здание восстановили, но теперь оно буквально торчит из стены многоэтажного торгового центра.

​Председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры юрист Артем Демидов объясняет, почему это нарушает не только эстетический облик города, но и законодательство.

«По закону в объекте культурного наследия всегда охраняется его пространственное решение. Часто застройщики говорят: «Тут важен лишь фасад, а дальше можно делать что угодно, надстраивать сверху». На самом деле это манипуляция, потому что габариты каждого памятника тоже охраняются», — отмечает Демидов.

​Проблема, однако, даже не в законодательстве, которое в России отличается чуть ли не образцовой строгостью, а в том, как оно исполняется, считает эксперт.

«Существуют способы обхода этих правил, в результате мы такое и наблюдаем. Если раньше все это делалось в отсутствие законодательных норм, регулирующих порядок реставрации и использования памятников, то сейчас этими нормами прикрываются, чтобы выполнять подобное строительство. Недавний пример — дом в центре Волгограда, одно из немногих зданий царицынского периода, уцелевших до наших дней. И тоже сверху надстроили гостиничный центр «Мономах» в 14 этажей», — рассказал эксперт.

​Не имея возможности освободить землю вокруг памятника, его попросту обстраивают со всех сторон. Координатор общественного движения «Архнадзор», член совета при президенте России по культуре и искусству Константин Михайлов уверен, что последствия такого соседства для исторических зданий могут быть фатальными.

«Визуально памятник убит. Формально он сохранен, но на самом деле уже не существует как объект наследия. Ведь памятник — это не музейный экспонат, который можно из одной витрины в другую перекладывать. Он стоит на своем историческом месте, у него есть окружение, среда, над ним есть воздушное пространство. Если всего этого его лишить, то он становится такой «мертвой бабочкой», которая пригвождена к новому комплексу», — уверен Михайлов.

Жалоб нет

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Форма обратной связи

Вы можете связаться с нами по всем интересующим Вас вопросам.
Заполните ниже форму и отправьте сообщение.

×